LUTSENKO AND PARTNERS COMPANY
Основные практики: M&A, сопровождения и защиты бизнеса, а также:
налогового планирования и сопровождения сделок

01004, г. Киев, ул. Большая Васильковская, 12

10003, г. Житомир, ул. Победы, 10, оф. № 214

Запись на встречу по тел: +38 (050) 526-35-00

Мы работаем: Пн., Вт., Ср., Чт., Пт. с 09:00 до 18:00. Сб., Вс. - по договорённости

7 лет в работе
527 выиграных дел в судах
254 зарегистрированых компаний

Учреждение СПД в розрезе новой редакции профильного закона

Среди когорты людей, которые являются наемными работниками, все больше задумываются о своем собственном деле. Мечтой многих людей являются самостоятельное осуществление собственной предпринимательской деятельности, а не робота на кого-то. И вот, когда Вы решили, наконец, открыть свое дело, начинаете сталкиваться с первыми юридическими аспектами.

Первое, с чем сталкиваются те, кто хочет иметь свое дело – осуществление официальной государственной регистрации своих намерений быть предпринимателем. Начать Вам стоит со взвешивания всех обстоятельств и решения какую именно форму выбрать, поскольку такого рода деятельность может существовать как без создания компании (ФЛП), так и с созданием так называемой «фирмы» (ООО, АО, ЧП и др.). Законодательство Украины содержит достаточно широкий выбор для оформления своих предпринимательских намерений, поэтому стоит более подробно рассмотреть несколько самых популярных видов. От формы, которую Вы выберете, зависит внутренняя структура фирмы, степень ее ответственности и другие обстоятельства.

Без сомнения, Вы должны понимать для чего вообще нужно официально регистрировать СПД. Так, осуществление такого рода деятельности без официальной легализации в дальнейшем может вызвать определенные проблемные моменты, в частности с налоговыми органами. Вместе с тем, став предпринимателем, на Вас начинает распространяться хозяйственное законодательство, которым в дальнейшем Вы будете руководствоваться в отношениях с контрагентами и тому подобное. Более того, когда Ваше дело начнет набирать обороты и Вам понадобятся последние, то достаточно сложно будет объяснить им, что Вы занимаетесь бизнесом без оформления этих правоотношений с государством. В дальнейшем такое развитие событий может ударить по Вашей репутации.

Итак, начнем подробнее знакомиться со способами оформления своих предпринимательских намерений в разрезе новой редакции профильного закона от 1 января этого года, ведь Новый год принес определенные новации, обойти которые нельзя.

Регистрация ФЛП

Регистрация ФЛП – самый простой и распространенный способ осуществления предпринимательской деятельности, собрав все необходимые документы (заявление утвержденного образца, заявление о выборе системы налогообложения, паспорт, идентификационный код) и подав их уполномоченному лицу (государственный регистратор или нотариус), в течении суток Ваши документы должны быть рассмотрены, и в случае не нахождения регистратором оснований для отказа в регистрации, запись о Вас вносится в ЕГР, и с этого момента Вы официально становитесь предпринимателем.

Одной из новаций указанного выше закона является то, что отныне регистрационные действия сможет выполнять и нотариус. В отличии от некоторых других форм осуществления предпринимательской деятельности, за регистрацию ФЛП не платится административный сбор, что обусловлено поддержкой государства индивидуальной предпринимательской деятельности. Получив выписку из Государственного реестра, необходимо обратиться в банк по поводу открытия специального счета, через который Вы будете осуществлять свою деятельность.

Важен также налоговый аспект: после получения налоговой уведомления о Вашей регистрации, Вы автоматически становитесь плательщиком налогов на установленных принципах. Для того, чтобы выбрать наиболее благоприятный «налоговый климат», Вам необходимо обратиться с соответствующим заявлением в налоговые органы.

Государственная регистрация прекращения физического лица – предпринимателя

Обстоятельства могут сложиться так, что зарегистрированный Вами статус «физическое лицо – предприниматель» требует прекращения. Прекращение любого СПД является аналогичным процессом к его регистрации. Прежде всего, Вам придется снова посетить государственного регистратора или нотариуса (закон также предусматривает предоставление документов в электронном варианте, что обойдется несколько дешевле) со следующим пакетом документов: заявление о прекращении деятельности физического лица – предпринимателя по его решению и паспорт. Деятельность ФЛП прекращается также в связи со смертью, в случае признания физического лица безвестно отсутствующим, объявления его умершим, однако данный вариант мы не рассматриваем, взяв за основу решение самого физического лица.

После окончания регистрации прекращения Вашей предпринимательской деятельности необходимо закрыть тот расчетный счет, который был открыт ранее, с этой целью опять же необходимо посетить соответствующее отделение банка. Приняв решение о закрытии ФЛП, обратите внимание на то, чтобы все налоги и необходимые сборы в результате Вашей предпринимательской деятельности были оплачены, ведь в дальнейшем налоговая будет по Вашему заявлению проводить проверку Вашей деятельности. Несмотря на то, что проверка осуществляется на основании заявления, то есть не является обязанностью лица, ее непредставление может иметь неприятные последствия в дальнейшем, ведь таким образом органы ГНИ снимают Вас с учета и подтверждают то, что претензий с ее стороны нет. Выполнив приведенный алгоритм, Вы успешно прекратите свою предпринимательскую деятельность.

Регистрация фирмы на примере ООО

Когда намерения Вашей предпринимательской деятельности не вписываются в формат физического лица, необходимо создание хозяйственного общества (фирмы). Этот процесс является несколько более сложным и более длительным, чем вышеприведенный, хотя определенные схожие черты есть. Однако, без юридической помощи, в таком случае, Вам не обойтись никак. Мы же постараемся вкратце описать как происходит регистрация ООО.

Нормами законодательства установлено, чтобы создать ООО, необходимо подать уже упомянутое выше заявление установленного образца, заявление о выборе системы налогообложения, учредительный документ юридического лица (Устав Вашей фирмы). В течении 24 часов документы рассматриваются государственным регистратором, в случае не нахождения регистратором оснований для отказа – данные об ООО вносятся в ЕГР.

Однако, осуществление регистрационного действия еще не означает, что отныне Ваше ООО является полностью сформированным и может приступить к работе. В дальнейшем нужно опять же стать на учет в органах ГНИ, открыть банковский счет, разработать необходимую документацию для дальнейшей деятельности, получить необходимые разрешения от государственных органов, если характер деятельности предприятия того требует.

Ликвидация фирмы на примере ООО

Ликвидационный процесс наполнен юридическими сложностями и является достаточно длительным. Для начала такой процедуры необходимо подать регистратору оригинал (нотариальная копия) решения участников ООО или соответствующего органа управления, а в некоторых отдельно взятых случаях – решение контролирующего органа о прекращении субъекта, экземпляр оригинала (нотариальная копия) документа, которым утвержден персональный состав комиссии по прекращению (комиссии по реорганизации, ликвидационной комиссии) или ликвидатора. Получив такое сообщение, регистрационный орган вносит в электронный реестр сведения о решении относительно прекращения юридического лица. Такая норма обусловлена необходимостью защиты прав кредиторов, поскольку узнав об этом, они сразу смогут предъявить свои претензии по поводу невыполненных обязательств, если такие существуют.

Итак, после принятия решения о закрытии, что является основной предпосылкой ликвидации, необходимо осуществить ряд мероприятий, первым из которых будет образование органом (лицом), который инициировал завершение деятельности фирмы, ликвидационной комиссии. Со дня ее назначения, она осуществляет руководство делами компании, что закрывается, кроме, например, принятия ликвидационного баланса.

Следующим шагом является утверждение порядка и сроков ликвидации юридического лица. Их устанавливает орган, принявший решение о ликвидации. Устанавливается также срок для удовлетворения претензий контрагентов, перед которыми имеются неисполненные обязательства, он в свою очередь, не может быть меньше двух месяцев з момента объявления о ликвидации.

Следующая стадия – это сообщение о намерениях относительно ликвидации юридического лица в прессе, принятие мер для взыскания задолженности с контрагентов, выявление кредиторов и претензий последних. В случае, если долговые обязательства известны, то ликвидационная комиссия уведомляет контрагента о ликвидации письменно.

Ликвидационная комиссия начинает работу с момента опубликования сведений о намерениях по ликвидации компании, в которых указываются сведения о предъявлении кредиторами претензий.

После выполнения ликвидационной комиссией указанных действий происходит инвентаризация и оценка имущества, реализация последнего, закрытие текущих финансовых вопросов с кредиторами и членами трудового коллектива, составление ликвидационного баланса и представление его органу, который назначил ликвидационную комиссию или владельцу.

Далее указанная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который несет сведения о всем имуществе, активах и пассивах фирмы, которая ликвидируется, перечень предъявленных кредиторами – контрагентами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс приветствуется участниками компании или органом, который инициировал решение о ликвидации юридического лица.

Денежные претензии кредиторов – контрагентов той фирмы, которая ликвидируется, удовлетворяется из ее имущества. Вместе с тем, нормами предусмотрено, что соответствующих активов и пассивов для удовлетворения претензий всех вышесказанных лиц может не хватить. Поэтому для выплаты денежных сумм кредиторам установлена специальная очередь, которая закреплена статьей 112 ГК.

После закрытия расчетов с контрагентами ликвидационная комиссия составляет окончательный ликвидационный баланс, который одобряется участниками предприятия или органом, который инициировал ликвидацию, а имущество, неиспользуемое во время удовлетворения требований кредиторов, передается ее участникам в том случае, если иное не установлено учредительными документами предприятия или законом.

Завершением данной длительной и кропотливой процедуры является занесение Ваших сведений в ЕГР о государственной регистрации прекращения юридического лица. В этот момент фирма теряет статус, ликвидация завершена.

Краткий обзор законодательных изменений в сфере государственной регистрации субъектов хозяйствования

Административная реформа, которая происходит в Украине предусматривает, в частности, упрощение ведения регистрационных действий. Апогеем реформы стало принятие профильного закона в новой редакции, который вызвал немало обсуждений.

Основной новацией стало увеличение количества лиц, призванных осуществлять регистрационные действия в отношении СПД, отныне таким правом наделены нотариусы и исполнительные комитеты органов местного самоуправления, тем самым предоставив гражданам альтернативу выбора. На данный момент, некоторые нотариусы уже начали совершать определенные регистрационные действия, осваивая новое для себя направление.

Неприятной новинкой стало повышение ставок административного сбора. Так, например, для внесения изменений в документы фирмы придется заплатить около 410 грн., а не 70, как было ранее.

Упрощение процедуры регистрации отныне предусматривает более короткие сроки осуществления таких действий. Согласно статьи 26 новой редакции закона юридические лица и ФЛПи регистрируются в течении одних суток.

Подытоживая, можно сказать, что новая редакция закона несколько упростила процедуру осуществления регистрационных действий, хотя и вызвала некоторый резонанс среди экспертов.

Будьте готовы к трудностям, которые будут сопровождать Вас во время регистрации СПД.

Наша юридическая компания готова предоставить Вам качественную помощь в регистрации и ликвидации, а также все необходимые консультации и пояснения.

Будем рады помочь!

По данным сайта http://юрист.in.ua/

 
56
компаний на комплексном обслуживании
32
компании на юридическом обслуживании
17
компаний на бухгалтерском обслуживании