Новый Закон о реструктуризации кредитов юридических лиц
Цель Закона – стимулировать восстановление экономической активности предприятий 14.06.2016 Верховной Радой был принят Закон № 3555 «О финансовой реструктуризации», благодаря которому определены условия и последовательность организации процесса финансовой реструктуризации заемщика.
В качестве заемщика подразумевается юрлицо – субъект предпринимательской деятельности, у которого имеется задолженность хотя бы у одной финансовой структуры (которая не имеет прямое отношение к должнику), включая государственные и коммунальные организации, за исключением финансовых учреждений и государственных предприятий. Финансовая реструктуризация предполагает следующее:
• помощь в восстановлении хозяйственной деятельности должников, которые находятся в затруднительном финансовом положении, путем реструктуризации их материальных обязательств и их хозяйственной деятельности;
• стабилизация существующей финансовой системы;
• возможность финансирования для восстановления хозяйственной деятельности должников.
Процесс используется к реструктуризации хозяйственной деятельности и активов заемщика, даже если они размещены за гранями Украины, и к денежному обязательству заемщика, в том числе те, которые возникли на почве договоров, какие регулируются иностранным законодательством. В течение срока действия указанного Закона другие украинские законы действуют на основе особенностей, которые установлены данным Законом. Невзирая на то, кто входит в субъективный состав, осуществление споров в арбитражном суде согласно этому Закону, решаемые положениями Закона о международном коммерческом арбитраже, включая особенности, имеющиеся в этом Законе. Что касается участия ФГВФЛ, госбанков, банков с участием государства в процессе финансовой реструктуризации, включая Фонд, которые подписывают рамочный договор и участвуют в процессе финреструктуризации заемщиков, а также в утверждении плана реструктуризации, подписание договора об отсрочке, реализовать реструктуризацию своих условий и денежного обязательства заемщика, придерживаясь указанного Закона, что не исключает возможность изменений валюты исполнения обязательства, изменение процентных ставок, исключение начисления процентов, частичное прощение займа и так далее. Наблюдательному совету и секретариату определена институциональная роль в качестве специальных органов, сформированных для осуществления процесса финансовой реструктуризации и регламентирующую процедуру разрешения споров в арбитраже. Чтобы повысить эффективность спорных процедур, которые возникают в момент процесса финансовой реструктуризации, предполагается особую последовательность разрешения споров в арбитраже, а точнее – формирование арбитражного комитета, которому предназначено назначение арбитров из утвержденного набсоветом перечня. Разрешением споров будут осуществляться соответствующими арбитрами. А арбитражный регламент будет контролировать арбитражный процесс. Кроме того, Законом предусмотрено, что должник имеет право начать проведения процесса финансовой реструктуризации при помощи поданного заявления о реструктуризации в секретариат, а в случае отсутствия к нему нарушенного производству по делу о банкротстве либо отсутствия реализации санации заемщика до начала производства по делу о банкротстве. Если на момент начала процесса финансовой реструктуризации в хозяйственном суде имеется заявление относительно возбуждения производства по делу о банкротства заемщика, привлеченные стороны: заемщик или кредитор имеет право до принятия судебного решения о возбуждении производства по указанному делу ходатайствовать о приостановлении процесса банкротства. После 3-х месяцев со дня публикации Закон вступит в силу и утратит ее 3 года. Однако это не коснется изменений:
• относительно ч. ІV ст. 559 ГК;
• в Закон «О банках и банковской деятельности», Закон «Об обеспечении требований кредиторов и регистрации обременений», Закон «Об ипотеке»;
• в ст. 94 Закона «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом». Весь процесс финансовой реструктуризации, которые были начаты на протяжении действия представленного Закона, сохраняется до их завершения в рамках данного Закона.